Концерт памяти лидера группы «Чёрный Лукич» Вадима Кузьмина — он остался для нас «Светлым Лукичом»
Память — в радость, разум — в упрёк,
Тёплые пальцы сжёг уголёк.
Плата за лето вся внесена,
Берег надежды Речки Весна.
15 декабря в Севастополе в фойе кинотеатра «Россия» состоялся концерт памяти по ушедшему от нас поэту и музыканту, лидеру группы «Чёрный Лукич» Вадиму Кузьмину. Вадим Кузьмин стоял у истоков сибирского панк-рока. Большинство поклонников ассоциирует его вместе с Егором Летовым и Янкой Дягилевой как одного из создателей группы «Гражданская оборона».
Музыка «Чёрного Лукича» вошла в несколько альбомов группы, но в определенный момент своей жизни Вадим понял, что революционные мотивы не для него, изменить мир революциями невозможно, нужно обращаться к миру с любовью и по-доброму. «Я пытаюсь сделать этот мир чуть-чуть лучше, но для того, чтобы это делать, не обязательно кричать и петь громко», — говорил он.
Почтить память известного рок-музыканта и собрать средства для поддержки его семьи решили участники севастопольского рок-клуба. На концерте памяти Вадима Кузьмина были исполнены известные произведения автора, вошедшие в классику русской рок-музыки: «Мы идем в тишине», «Вересковый мёд», «Мы из Кронштадта»... Эти песни в разное время исполняли разные группы и музыканты, сегодня они звучали в севастопольском рок-клубе.
Когда из мира уходит человек, это всегда боль — боль от утраты. Когда из мира уходит человек, успевший оставить после себя след, значимый для целого поколения, этот человек остается жить в его памяти, а иногда и в сердцах. Какое наследие оставит он после себя, зависит, конечно же, от его жизни, от того короткого отрезочка времени, который предначертан ему судьбой творить, любить, радоваться, грустить. Много это или мало — отрезочек? Для одних это мало, для других много. Есть люди, которые считают конец этого отрезка финалом, другие – только началом, но к осознанию и переосмыслению прожитой жизни когда-нибудь приходит каждый. Кто-то, как Вадим Кузьмин, стремится к свету, кто-то шагает прямой дорогой во тьму, все это видно в делах и словах любого человека. Вадим Кузьмин прожил сложную жизнь, его душа была по-настоящему живой, это была человеческая душа, которая искала смысл и металась по жизни в его поиске, и это выражалось в его песнях. Он нашел этот смысл, эту опору, нашел и твердо стоял на ней до своих последних дней.
На концерте памяти музыканта, в Севастополе очень мало звучало слов о Вадиме, но та малость, на которую все же расщедривались участники, открывала этого человека с особенной стороны, совершенно не подходящей к названию, в котором есть слово «Чёрный».
Мы не будем перечислять дискографию «Чёрного Лукича», все это есть в поисковике, мы лишь упомянем о нем о таком, каким нам его открывает его творчество.
«Это был очень светлый человек, бескорыстный и преданный своему делу, мне удалось с ним познакомиться на концерте в Севастополе, мы работали у него на разогреве, это был настоящий поэт и музыкант, — рассказал лидер севастопольской группы «ЛиГеЙя» Павел Дыбец. — Это был действительно светлый человек. На своих концертах Вадим иногда вспоминал слова одной своей знакомой: «Какой ты Чёрный Лукич? Ты Белый Петрович!».
Когда слушаешь его произведения, возникает чувство какой-то душевной простоты и в тоже время глубины. Каждая его песня несет в себе особую радость и пронизана настоящей любовью, дарованной ему Богом. Незадолго до смерти он успел убрать из названия группы слово «Чёрный». Его последние страницы жизни мало известны широкой публике, о них можно только догадываться, но как свет в конце туннеля врываются в сознание три Голгофских креста, неприметно стилизованные в мачты корабля, на обложке его последнего альбома «Полярная звезда», отсутствие слова «Чёрный» в названии группы и Небо, манящее своей глубиной.
Нам удалось найти одно его интервью, затерянное на просторах интернета, которое все же дает представление о главной находке в своей жизни этого человека. Вот его слова, и они обращены в первую очередь к молодёжи, к тем, кто еще пока меряет свой отрезок. Эту запись он сделал незадолго до смерти. «Друзья мои, помните, если ты не веришь — это твоя беда, мне жаль тебя, но мою веру твоё неверие не поколеблет. Надо держаться вместе, быть дружнее и иметь больше любви, больше веры».
Вадим Кузьмин — поэт, музыкант, один из лидеров молодежи на переломе веков – умер 19 ноября 2012 года. 20 ноября отпет по православному обряду в Свято-Троицком храме Воронежа и похоронен на Будёновском кладбище. После себя Вадим оставил семерых детей и песни, в которых есть зерно, дарованное ему Богом. И становятся теперь понятны некоторые его слова к песням, записанные на бумаге с большой буквы. Светлая память тебе, «Светлый Лукич», и Царствие Небесное.
Дмитрий ОСИПЕНКО
Фото автора
Проверено корректором