- Севастополь
- |
- Евпатория
- |
- Керчь
- |
- Симферополь
- |
- Феодосия
- |
- В регионе
- |
- В мире
Фестиваль на Федюхиных высотах — под угрозой «ура-патриотизма»
Директор Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя Николай Мусиенко призвал сменить формат Крымского военно-исторического фестиваля.
Никаких больше римлян — только сцены из российской истории, и никаких Федюхиных высот — реконструкторы должны ходить маршем по Историческому бульвару. О новой концепции патриотического воспитания в Севастополе 23 января пишет издание «Примечания».
Инсценировок такого уровня и качества, как военно-исторический фестиваль на Федюхиных высотах в 2013-2016 годах, город не знал ещё никогда. Каждую осень тысячи энтузиастов со всей России разбивают здесь полевые лагеря, роют окопы, бастионы и устраивают зрелищные битвы. Обмундирование, оружие и одежда древности, ремёсла и кухня, воспроизведённые до мелочей. Мастер-классы для взрослых и детей. Лавки с аутентичными украшениями и знаками отличий армий всех времён. И — сотни, тысячи машин с туристами со всего Крыма.
В 2017 году фестиваль должен выйти на международный уровень: впервые в нём собираются принять участие реконструкторы из нескольких европейских стран. В условиях санкций и пропагандистской войны России с Западом это — почти Брусиловский прорыв. Но таким успехам рады, видимо, не все, отмечает издание.
21 января директор федерального музея, возглавляющий также местную ячейку Российского военно-исторического общества (РВИО), Николай Мусиенко собрал реконструкторов Севастополя, чтобы призвать включиться в военно-патриотическое воспитание молодёжи. Он объявил собравшимся, что по поручению министра культуры РФ Владимира Мединского реанимирует деятельность РВИО и призывает реконструкторов и поисковиков объединиться в эту ассоциацию.
Дело это добровольное, подчеркнул он. Но поскольку фестиваль на Федюхиных высотах финансово поддерживают Минкульт и Военно-историческое общество, непослушные потеряют эту поддержку.
Кроме того, «объединившиеся под одним знаменем» получат доступ к архивам музея. А остальным для участия в мероприятиях придётся утверждать у Николая Мусиенко концепцию предстоящей инсценировки. И не факт, что он даст добро.
Все, кто хотел объединиться, давно это сделали, а остальным жёсткие рамки не по душе, парировал глава Севастопольского военно-исторического клуба Игорь Демешев. Он назвал три возможных варианта участия реконструкторов в мероприятиях: для себя и на своих площадках, для города в качестве соцнагрузки (в частности, на Сапун-горе 7 мая) и на коммерческой основе, как это происходит по всей России.
«Почему там сообщили, что фестиваль на Федюхиных высотах больше проводиться не будет?» — поставил вопрос ребром один из организаторов фестиваля Станислав Нагорный. Он заявил, что вложил в фестиваль массу времени и денег, и, если музею и РВИО не интересно им заниматься, то реконструкторы продолжат работу без поддержки. В зале раздались бурные аплодисменты.
Николай Мусиенко заметил, что в России демократия и запретить фестиваль никто не может. Однако неподконтрольных реконструкторов 7 мая на Сапун-гору он больше не пустит, «потому что они не пройдут аттестацию». «В кустах [на Сапун-горе] будет сидеть Петя и продавать один выстрел за 1000 рублей, а я буду стрелять бесплатно», — пояснил он.
Кроме того, Николай Мусиенко заявил, что материально музей и РВИО помогут только тем клубам, которые примут участие в тематике Крымской и Великой Отечественной войн.
Реконструкторы пытались объяснить директору музея, что за четверть века в Севастополе все, кто хотел объединиться, уже сделали это естественным путем. Что изучать архивы надо, но с умом, иначе выйдет фильм «Викинг», на изучение исторической базы для которого без толку потратили семь лет. И что патриотическим воспитанием должны заниматься специально обученные люди — педагоги.
Николай Мусиенко ответил, что хочет «систематизировать реконструкторское движение» в благих целях. Ответить, зачем нужно новое объединение, если оно уже есть в формате РВИО, он так и не смог.
В свою очередь, его сторонники призвали пропагандировать на исторических реконструкциях исключительно севастопольскую историю, причём не на Федюхиных высотах, а на Историческом бульваре — для удобства мамочек с детьми.
Началась перепалка, и директор музея поспешил закончить встречу, попросив остаться всех, кто «готов сотрудничать с музейным сообществом, с Россией и с городом-героем Севастополем». Из ста человек осталось пара десятков.
Журналисты издания попытались выяснить у Николая Мусиенко, зачем он всё-таки загоняет реконструкторов в добровольно-принудительное объединение.
«Чтобы эта работа была более системная, более векторная и эффективная, а не замыкалась в чьих-то хобби, — поведал директор музея, — Чтобы реконструктор […] мог школьникам рассказать, чем славен русский солдат. Потому что русская армия не щи там хлебала лаптем, а была достойной, была героической».
На вопрос о судьбе фестиваля на Федюхиных высотах глава местного РВИО отреагировал не очень дружелюбно.
«Да ради Бога, пусть кто хочет, тот и участвует в этих Федюхинских высотах... — пожал плечами он. — Я там был два раза летом, посмотрел на организацию и остался недоволен… Если вы хотите НАТО популяризировать, идите на Федюхины высоты, вы там всё увидите. Надо фильтровать, профессионально. И надо говорить о том, что да, римляне это хорошо, крестоносцы это тоже хорошо, но есть военная история России, и про неё тоже не нужно забывать».
Позже Станислав Нагорный рассказал изданию, что в Севастополе около 20-ти реконструкторских клубов, в которых около 200 участников. В фестивале на Федюхиных высотах участвуют примерно 60% севастопольских реконструкторов. А всего в военно-историческом фестивале принимает участие около тысячи человек со всех регионов России. Стоимость исторического костюма стартует от $1000, есть костюмы и за миллион рублей.
За три года фестиваль завоевал огромную популярность среди туристов, став победителем всероссийского конкурса из 260-ти претендентов. И это отличный задел для того, чтобы Севастополь стал центром событийного туризма.
«Мы здесь живём, знаем уровень наших пляжей, наших гостиниц, цены, — рассуждает Станислав Нагорный. — Нам очень тяжело будет конкурировать с той же Турцией. Так пусть к нам едут не повалятся на пляже, а ради нашей истории».
И вот теперь это всё под угрозой.
«Видимо, предыдущий опыт Николая Ивановича сыграл с ним недобрую шутку, — говорит Станислав. — Он, как человек военный, всю жизнь служивший в армии, представлял себе реконструкторов как какие-то воинские подразделения, которые надо выстроить в определённом порядке, назначить главного, с него спросить. Но Севастополь гордый город, и севастопольцы очень плохо переносят, когда кто-то их учит родину любить. Это сразу же вызывает отторжение — ну, как с теми же «Ночными волками».
К слову, в имитации армий НАТО реконструкторы ничего дурного не видят: «Это история Холодной войны, из песни слов не выкинешь».
Надежда сохранить Федюхины высоты, впрочем, есть. Распоряжением правительства Севастополя №76-рп фестивальная площадка откадастрирована — теперь она закреплена за реконструкторами. Городские власти выделили охрану для декораций, планируют отремонтировать дорогу в селе Первомайское и выделить фестивалю 2 миллиона рублей.
Москвич Алексей Овчаренко, управляющий партнёр агентства «Ратоборцы», подтвердил изданию, что в этом году РВИО урезало финансирование мероприятий на Федюхиных высотах.
«Есть желание вывести все финансовые потоки, связанные с патриотизмом, выделяемым федеральным центром, на одного человека и один музей», — предполагает координатор фестиваля.
Но есть спонсоры, готовые вложиться в фестиваль, уверяет Алексей Овчаренко. В целом мероприятие обходится, приблизительно, в 20 миллионов рублей.
Обсуждение (1)
Я ещё понимаю, если нарядиться скифом и дубасить товарища акинаком по умбону... Где ещё можно испытать такие острые ощущения, как не на реконструкторском фестивале?..
Но воссоздавать войну современную, пусть и 70-летней давности... Это что-то немыслимое, в то время, когда рядом полыхает реальная война... Там так же убивают людей и выкрикивают лозунги... И снова убивают... конечно же - "за правое дело", "за Россию, за свободу, до конца!" Шли бы туда...
В чём смысл восхваления той войны??? Пусть она и Великая, и Отечественная... Воспитание патриотизма?.. Какая идея, какой посыл закладывается в головы, воспитуемых патриотов??? "Умрёмте ж под Москвой! Как наши деды умирали..."???
И современный человек, насмотревшись таких спектаклей, желая героизма, стремясь "быть достойным своих дедов"... пакует рюкзак, едет на Донбасс или в Сирию...
Неужели люди никогда не поумнеют? В 2017-м году, в 2058... они будут такими же дикими, как 1812-м, 1853-м, 1941-м???