Северный, но тёплый «Ветер странствий» — первый международный фестиваль странствующих театров посетил Севастополь
11:07 15.06.2013

Северный, но тёплый «Ветер странствий» — первый международный фестиваль странствующих театров посетил Севастополь

С 8 по 13 июня на разных театральных площадках Севастополя длился первый международный фестиваль странствующих театров «Ветер странствий». Задумка обрела жизнь благодаря автономной некоммерческой организации «Технология и творчество» (г. Москва), на счету которой порядка 50 осуществлённых проектов, не связанных с театральной деятельностью.

С 8 по 13 июня на разных театральных площадках Севастополя длился первый международный фестиваль странствующих театров «Ветер странствий». Задумка обрела жизнь благодаря автономной некоммерческой организации «Технология и творчество» (г. Москва), на счету которой порядка 50 осуществлённых проектов, не связанных с театральной деятельностью.

Среди них Всероссийский конкурс детского и юношеского компьютерного творчества «Волшебная мышь», фестиваль компьютерной графики и анимации «Цифровые каникулы», конкурс музыкального видео с участием детей и на основе их идей «Клипстрим», танцевальный фестиваль «Танцующие Хамовники». Патроном театрального фестиваля стал украинский писатель, кинодокументалист и путешественник Константин Могильник, который в прошлом году презентовал в нашем городе фильм о переходе через Атлантику без еды и воды «По пути Колумба».

По сути, идея странствия с целью приобрести новый опыт и поделиться им с окружающими роднит Константина с участниками театрального фестиваля странствующих театров. А участников шестеро — шесть театров с индивидуальной формой общения со зрителем. Это разноплановый театр «Птица двух миров» (г. Москва, режиссёр Андрей Спиридонов), театр клоунов «Bateau de Papier» (г. Гренобль, режиссёр Сириль Грио), playback-театр «Будем знакомы» (г. Москва, демократичный театр импровизации без режиссёра), клоун-мим театр «МирЛиц» (г. Москва, режиссёр Андрей Запускалов), вокально-пластический театр «Мастерская театральных ремёсел» (г. Москва, режиссёр Андрей Щукин) и наши земляки — молодёжный театр «Странники» (г. Севастополь, режиссёр Сергей Виноградов).

«Мы хотим, чтобы фестиваль стал грандиозным событием, с тем же пиететом, как во Франции!» — выразила своё пожелание директор фестиваля Татьяна Комарова.

«Люди в Севастополе очень доброжелательные, открытые и честные! — говорит продюсер фестиваля Марина Кустарёва. — Для нас главная победа — увидеть зрителей в зале, чтобы была обратная связь, обмен мнениями, ведь это наш первый театральный проект. Мы ищем своего зрителя!».

Приятно, что на фестиваль странствующих театров «Ветер странствий» был приглашён севастопольский театр «Странники», режиссёр которого Сергей Виноградов на протяжении 14 лет воспитал несколько поколений талантливых молодых актёров. В свою постановку «Шутки Чехова» севастопольцы включили ставшие традиционными миниатюры «Трагик поневоле», «Радость», «Необходимое послесловие», «Словотолкование для барышень», «Брак через 10-15 лет», часть рассказа «Сильное ощущение».

Особенностью московского клоун-мим театра «МирЛиц» является то, что его актёры работают в европейской манере. Все мы привыкли к тому, что клоуны, в особенности работающие в жанре пантомимы, призваны развлекать детей. Однако участники весёлой труппы в лучших французских традициях показывали сценки, рассчитанные также на взрослую аудиторию.

Кульминацией программы, по мнению самих организаторов, стала постановка «Мастерской театральных ремёсел». Это молодой театр, который образовался год назад, но уже успел пройтись по разным театральным площадкам Москвы, побывать на гастролях в Сибири и принять участие от Дома Актёра в проходивших в Италии днях памяти Тонино Гуэрра, итальянского поэта, писателя и автора сценария фильмов Федерико Филлини.

«Quasi una fantasia» (в переводе с итальянского — «в духе фантазии») — необычное вокально-пластическое представление. Для театра колоссальное значение имеет форма. И в данном случае это общение со зрителем посредством вокала. Одна из проблем поиска современного театрального языка — сформулировать определение жанра для аудитории. Режиссёр театра, заслуженный работник Высшей школы, заслуженный деятель искусств Ингушетии, профессор Андрей Щукин — специалист по пластике, в то время как музыкальным руководителем коллектива является композитор, заслуженная артистка России Гельсят Шайдулова.

«Для меня человек, который поёт, — говорит Андрей Алексеевич, — это человек, который живёт, хочет жить, у которого есть ресурс двигаться вперёд».

На сцене на протяжении полутора часов молодые выпускники ГИТИСа, вооружившись разными голосовыми тембрами и музыкальными инструментами, создавали эклектичные иллюстрации к песням разных жанров и направлений. Под звучание народных песен России и Грузии, хитов англоязычной эстрады, под игру на тамтамах и ложках, струнных инструментах, а также саксофоне, неожиданно имитирующем трембиту, и даже при использовании актёром своей грудной клетки в качестве перкуссии на сцене были поставлены миниатюры, местами полностью переосмысливающие, а иногда приукрашивающие содержание текстов музыкальных творений. Тут и конфликт оперной и эстрадной манер пения, история любви, ситуационная комедия. По сути, в некотором смысле, это возвращение к истокам: когда-то наряду с театром появилось телевидение, а затем и видеоклипы, сопровождающие звуковую дорожку. Спектакль же представлял собой живой «видеоряд», иллюстрировавший музыкальное исполнение.

Несмотря на неидеально продуманную рекламную кампанию, вследствие чего на фестивале не было ожидаемого количества зрителей, те, кто пришли в тот день на мероприятие, аплодировали стоя. Цель — понравиться искушённому в театральных событиях севастопольскому зрителю — была достигнута. Люди подходили к режиссёру, к организаторам и делились своими исключительно положительными эмоциями, вызванными удачной постановкой.

В эту среду был не только День России, страны-организатора фестиваля, но также и день рождения режиссёра французского театра клоунов «Bateau de Papier» Сириля Грио, присутствовавшего в зале вместе со своей труппой. Ему настолько понравилась наша публика, что он планирует в следующем году привезти в Севастополь шапито.

Но не только приезд французского цирка ожидает наш город в следующем году. За первым фестивалем «Ветер странствий» последует второй, и на сей раз севастопольский зритель, впечатлившись знакомством с театральными гостями, будет ждать новой встречи со странствующими артистами.

Павел ПОЛИКАРПОВ
Фото автора
Проверено корректором

Фото

Обсуждение (2)

постов: 434
Kotofeya 18:26 15 июня 2013
это была такая разведка боем)) какое счастье, что мы понравились друг другу: театр и публика.. аста ла виста, фестиваль!
постов: 636
Neva 20:14 15 июня 2013
Как говорили на пресс-конференции, им действительно во второй раз нужно будет выбрать чуть другие даты- во время празднования Дня города итак жизнь кипит, а в другое время у них больше шансов быть замеченными