- Севастополь
- |
- Евпатория
- |
- Керчь
- |
- Симферополь
- |
- Феодосия
- |
- В регионе
- |
- В мире
Стрит-арт Натальи Грезиной, или какой язык приемлем для улицы
Рассказ Натальи Грезиной о своих проектах уличного искусства и размышления о художественной среде Севастополя в целом.
Наталья Грезина не получала специального образования в сфере художественного творчества, но её смело можно назвать художником от души, от сердца. В городе она «широко известный в узких кругах» человек. Параллельно Наталья занимается несколькими творческими проектами, один из которых — известный в городе клуб «Киноварь». Стрит-артом она увлеклась полтора года назад. Один цикл её «уличных» работ называется «Духи», другой — «Подарок тебе».
Наталья — человек осторожный в общении, но когда беседа заходит о творчестве, она говорит интенсивно, эмоционально и много, так что чувствуется, насколько она переживает за художественную среду и насколько является её неотъемлемой частью.
Есть такое вводное сочетание: «грубо говоря». Наталья, формулируя свою мысль, постоянно употребляет его в речи. И нельзя не заметить эту яркую показательную деталь в описании человека. Указывает ли она на то, что Наталья высказывалась приблизительно, неточно, в общих чертах, говорило ли это о её неуверенности, осторожности в суждениях или это был просто удачно привязавшийся речевой штамп — загадка, удочка, интрига, брошенная вам, читателям, на разгадку.
«ДУХИ»
Грубо говоря, я художник-самоучка. По специальности я географ. Ещё во время учёбы в университете я перепрофилировалась в творчестве. Но география мне близка, и многие темы, которые я в творчестве обсуждаю, довольно географичны, широки, глобальны. Всё-таки образование сильно расширяет кругозор. На свою планету смотришь совсем иначе.
Стрит-арт — вещь распространённая, популярная сейчас. Мне понравился принцип его действия: ты выставляешься не где-то в галерее, а представляешь своё творчество на улице.
Многие приходят в стрит-арт из граффити-среды. У меня не было опыта взаимодействия с уличной средой никогда, поэтому нужен был проект не особо напрягающий, чтобы себя испытать. Так появилась идея для проекта «Духи»: есть мир осязаемый, а есть неосязаемый. Так почему бы мне не придумать свою мифологию? Город хотелось населить своими существами из своего мира. Просто представьте: вы идёте по улице, а у этого дома, что рядом с вами, есть свой дух или призрак.
Грубо говоря, у каждого художника есть свой стиль рисования. Его стиль создаёт его собственный мир. Его мир — это именно такие персонажи, каких он рисует, именно такие деревья там растут, именно такие дома построены.
Грубо говоря, мои работы довольно легко уничтожаемы (Наталья не разрисовывает стены, а клеит постеры). Мы специально выбираем места такие, чтобы это никого не ущемило, никому не навредило, т.е. не портим что-то. После художников, которые рисуют на зданиях остаётся только стены отбеливать. Мои же работы может содрать дворник или житель дома, если вдруг ему картина не понравится.
Бывали такие моменты, когда работу не то что не успевал кто-то другой увидеть, а даже я не успевала её сфотографировать. Этот этап нужно было пройти, для того чтобы проще относиться к своему творчеству.
Грубо говоря, с появлением Интернета, стрит-арт живёт только ради фотографий. Поэтому в тот раз было немного обидно, но я восприняла это как тренинг по работе над собой.
Грубо говоря, что-то единичное создавать мне неинтересно. Хочется, чтобы в этом была единая связующая идея. Возможно к тому же, творчество моё со стороны выглядит слишком декоративным, местами наивным. Но я стараюсь поднимать темы, знакомые и близкие каждому. «Духи» для меня — просто начало.
Грубо говоря, хотелось бы выработать язык, который приемлем для улицы, рисовать персонажей, которые бы строили диалог, не просто какую-то замудрённую космическую хрень, а чтобы это было по-человечески. Хочется общаться с людьми в надежде, что они захотят общаться со мной.
Грубо говоря, в одиночку можно, но вдвоём быстрее. Были всякие разные ситуации. Раньше у нас был псевдоним. Причём это было в то время, когда мои работы просто-напросто уже узнавались. И никто не понимал, зачем собственно скрываться. Но тогда любой человек мог к нам присоединиться и на момент поклейки считался участником группы. Если с нами идёт пять человек, то мы все — команда. Десять — так десять. Поначалу звала много друзей, но в итоге стало ясно, что лучше один-два человека, потому что рано или поздно всё превращается в микробалаган, да и так быстрее.
Грубо говоря, стрит-арт — это определённый риск для художника. Что-то рисуешь, думаешь над этим, идёшь обрабатываешь на компьютере, чтобы оно приняло печатный вид, печатаешь, тратишь деньги, бумагу, вырезаешь, идёшь потом ночью, ищешь место, клеишь… И духовных и материальных сил затрачиваешь на это достаточно. И только после наступает самый интересный момент.
Грубо говоря, грозит тем, что в ментовку заберут, штраф возьмут. Как минимум ждёт какой-то серьёзный неприятный разговор. Поэтому нужно быть гибким. Если всё правильно сделать, можно избежать конфликта. У нас был случай, когда мы в довольно открытом месте клеили работу и не знали, что там ездит патруль. И они подкрались к нам незаметно. Мы успели быстренько «свернуть манатки» и улики засунули по карманам. В общем «застукать» нас всё равно не успели.
В центре есть дух, который висит почти целый с прошлого лета. Его немного потрепало дождём и ветром. Местами он выгорел и отслоился, в общем, товарного вида не имеет. Как-то меня спросили, зачем я занимаюсь стрит-артом, и я ответила: «чтобы город стал красивым». На самом деле, это глупый ответ. Грубо говоря, после того как проходит месяц, это уже некрасиво. Хорошо, когда он провисел неделю, его кто-нибудь содрал, и просто появилось место для следующих действий.
«ПОДАРОК ТЕБЕ»
Грубо говоря, стрит-артом я хотела заниматься для того, чтобы получить диалог с людьми. Когда я прохожу и вижу, что кто-то постер сорвал, это ведь тоже ответ, тоже реакция. Вот я и начала рисовать маленькие холстики, на них довольно простые сюжеты в своём стиле: бактерии, бабочки, привидения, домики — всё довольно милое забавное, просто чтобы человеку захотелось это взять.
Грубо говоря, я не художник-монументалист, я очень люблю маленькие форматы. В этом для меня самый настоящий кайф, когда есть какой-то такой кусок, на котором можно отработать мелкие детали.
«Подарок тебе» — первая строчка записки, которую я приклеиваю на тыльную сторону картинки. В записке я пишу о том, что это подарок и если захочется его взять — бери безвозмездно. И выражаю просьбу: «Вот тут мой электронный адрес, напиши на него пару слов». Я воспринимаю как спасибо за то, что человек нашёл картинку.
Грубо говоря, это интересно как эксперимент, когда человек видит работу и вот он принимает решение, оставить её на месте или забрать с собой. Мне интересен результат этого решения. А если человеку ещё не сложно мне написать — это вообще классно. Но нет, так нет. Тогда жизнь этой картины остаётся для меня под секретом.
Всего было 11 холстиков, из них три в Европе. Всего откликнулось три, четыре человека. И все отклики по-своему интересные. Мы повесили картинку в центре возле гаража, и человек во время того как ремонтировал мотоцикл, увидел её и просто порадовался, что во время ремонта ещё чего-то нашел… Женщина-психолог написала, что повесила картину у себя в кабинете. Ещё был человек, который ходил на Киноварь и знает меня в лицо.
Грубо говоря, у нас люди зашоренные, по сторонам не смотрят, на детали внимания не обращают. Мы повесили красную картинку на зелёном фоне, куда уж виднее! Но люди идут мимо. Вроде бы у всех на виду, все знают это место, всё время на работу тут проходят, но просто нужно быть чуть внимательнее…
Грубо говоря, в Европе эксперимент не очень прокатывает, потому что там большинство думает, что если что-то висит на стене, это так и надо. Там люди более привычны к уличному искусству. Наши же люди более коммуникативные в этом плане: они сразу должны схватить, пощупать, забрать… Ничего не валяется просто так на улице.
Грубо говоря, в этом проекте на первом месте — техника. Он существует без цельной идеи, работы связаны просто механизмом эксперимента, а то, что я изображаю — это случайные мысли. В других вещах всё-таки хочется рассказывать историю, посвящённую экологии, например, или ещё чему-то. Я думаю, что этот проект довольно долгоиграющий, поскольку пока он не очень меня удовлетворяет. Я понимаю: чтобы получить больший процент отдачи, нужно намного больше рисовать.
Хотелось бы, чтобы картинку нашёл кто-нибудь из моих знакомых.. Случайно, без моих наводок.
Грубо говоря, причин, почему люди не откликаются много и они самые разные. Может руки не доходят, стесняются или почты у них нет. А может дворник содрал. Дворники — это особая каста людей, которые по-своему борются со стрит-артом, у них есть всякие приспособления, всякие шпательки…
Грубо говоря, увлечение стрит-артом началось ещё из-за недовольства художественной средой Севастополя. Здесь всё очень замкнуто, нет коммуникативных потоков, нет диалога со зрителем, на выставки ходят одни и те же люди, которые давным-давно знают друг друга. Это довольно затхлое пространство, где нет никакого резонанса. Изобразительным искусством мало кто интересуется. Я даже не вижу молодого движения художников, у кого были бы интересные идеи, яркие взрывные проекты.
У нас был журнал брик-а-брак, который мы создавали специально для молодой художественной среды Севастополя. В итоге 80-90% это были люди со всего мира, но не из нашего города. Были из Америки, Индонезии, России, Японии, Бельгии. Но от местных мы практически не получали отклика, а ведь не нужно было платить, нужно просто было прислать свои работы.
Грубо говоря, хочется больше движения, воздуха. Я не позиционирую себя как большого стрит-артиста, который меняет городскую среду, мне просто нравится этим заниматься, тем более что это начало приносить фидбэк (feedback — «обратная связь»).
Что скрывать, есть старшее поколение, которое всем рулит, а с молодыми, конечно, туговато.
Грубо говоря, ситуация в современном искусстве такова, что оно сейчас политически заангажировано, социально активно. А я, скорее всего, не такой человек. У меня есть социальная позиция, но на митинг я не пойду. Просто потому что это не моё. Также как выдавать какие-то лозунги и манифесты.
Грубо говоря, хоть я и рисую кучу цветочков, я не позиционирую себя цветочковой художницей, я рисую определённых персонажей. Например, есть у меня работа «Гермафродит» и это тоже выражение определённой социальной позиции. Я, конечно, не вездесущий Бэнкси, который оперативно реагирует на острые проблемы, вставляет цветочек в дуло автомата или нагружает грузовик кучей игрушек. Я за всё это переживаю, да. Но видимо, пока я не нашла способа, как сказать об этом своим языком.
Грубо говоря, я не политически настроенный художник, не тот человек, который будет рисовать портрет Януковича с дырой от пули в голове, мне это неинтересно. Мое творчество более-менее сказочное. И мне хочется посредством сказочности выйти на темы, которые неотъемлемы: поиск себя в этом мире, любви.
Грубо говоря, я не провокационный художник. Хотя метод провокации сейчас уже не очень-то работает. Пожалуй, только если выйдешь на улицу и убьёшь себя. Общественность молчит, когда монахи сжигают себя заживо.
Грубо говоря, один в поле не воин. Мне бы хотелось, чтобы появился арт-центр, где можно было бы показывать искусство, альтернативное тому, что привыкли видеть в Севастополе. Не просто многочисленные виды Балаклавы, а молодых, которые представляют иную точку зрения. Уже велись многочисленные дискуссии по этому поводу и идея не моя, я просто активно её поддерживаю. И в первую очередь для этого нужны место и инвесторы.
Ксения РОДИОНОВА
Фото из архива Натальи Грезиной
Корректор: Регина ЛОЩИНИНА
Обсуждение (6)
очень милый персонаж))